Sciact
  • EN
  • RU

Автотермический риформинг метана как способ получения водородного топлива для летательных аппаратов: свойства и активность никель-содержащих катализаторов Доклады на конференциях

Язык Русский
Тип доклада Пленарный
Конференция XIII Всероссийская научно-техническая конференция "Проблемы разработки, изготовления и эксплуатации ракетно-космической техники и подготовки инженерных кадров для авиакосмической отрасли"
02-03 апр. 2019 , Омск
Авторы Клембовский Игорь Олегович 1 , Просвирин Игорь Петрович 1 , Чеснокова Наталья Михайловна 1 , Саланов Алексей Николаевич 1 , Васильев Сергей Данилович 1 , Матус Екатерина Владимировна 1,2 , Исмагилов Ильяс Зинферович 1
Организации
1 Институт катализа им. Г.К. Борескова СО РАН
2 Новосибирский государственный технический университет

Реферат: В работе исследованы никель-содержащие катализаторы состава Ni-Pt/Ce0.5Zr0.5O2/Al2O3, полученные методом совместной пропитки по влагоемкости, и применяемые для процесса автотермического риформинга метана (АРМ), являющегося эффективным для получения водородного топлива. При анализе поверхности катализаторов методами рентгеновской фотоэлектронной спектроскопии (РФЭС), а также сканирующей электронной микроскопии в комбинации с рентгеновской энерго-дисперсионной спектроскопией (СЭМ-ЭДС) показаны следующие основные результаты: 1. Поверхность частиц активного компонента (а.к.) образцов обогащена Ni, т.к. поверхностная концентрация промотирующей добавки Pt (Pt/Ni = 0.024) ниже, чем объемная (Pt/Ni = 0.027), и данная тенденция усиливается после реакции АРМ; 2. В результате АРМ, на поверхности Ce-оксидной части носителя увеличивается содержание восстановленных катионов Сe3+ относительно Ce4+, характерных для стехиометрического СеO2; 3. В сравнении с Ce-оксидной частью носителя (0.5 ат.% до и после АРМ), содержание его Zr-оксидной части немного уменьшается (с 0.6 до 0.5 ат.%); 4. При синтезе композитного оксидного носителя (Ce0.5Zr0.5O2/Al2O3) и нанесении на него а.к. (Ni-Pt), морфология частиц сохраняется без существенных изменений, с основными размерами в пределах 2-200 мкм, и хорошей однородностью распределения элементов. В реакции АРМ катализаторы позволяют достичь выхода Н2 до 70% в получаемом синтез-газе, который далее может быть подвергнут до-очистке известными методами, что позволит получить водородное топливо для летательных аппаратов, подходящее как для хорошо освоенных полноразмерных турбореактивных двигателей, так и для недавно применяемых малоразмерных электродвигателей, питаемых от топливных элементов с протон-обменными мембранами.
Библиографическая ссылка: Клембовский И.О. , Просвирин И.П. , Чеснокова Н.М. , Саланов А.Н. , Васильев С.Д. , Матус Е.В. , Исмагилов И.З.
Автотермический риформинг метана как способ получения водородного топлива для летательных аппаратов: свойства и активность никель-содержащих катализаторов
XIII Всероссийская научно-техническая конференция "Проблемы разработки, изготовления и эксплуатации ракетно-космической техники и подготовки инженерных кадров для авиакосмической отрасли" 02-03 апр. 2019