Катализатор, способ утилизации отходов полимеров с его использованием и способ получения моторных топлив и масел
Патенты
Язык: |
Русский |
Тип: |
Патент на изобретение |
Номер (11) |
RU 2451696 C2 |
Номер заявки (21): |
2010137079/05 |
Дата подачи заявки (22): |
6 сент. 2010 г. |
Дата начала отсчета срока действия патента (24): |
6 сент. 2010 г. |
Дата публикации патента (44,45,46): |
27 мая 2012 г. |
Дата публикации заявки (43): |
|
Изобретение относится к способам утилизации отходов полимеров, а именно каталитической деструкции указанных отходов с получением моторных топлив и/или их компонентов. Способ заключается в превращении отходов полимеров, таких как полиэтилен, полипропилен, полистирол или их любых смесей, в смесь углеводородов. Процесс осуществляют в присутствии катализатора при температуре 350-550°С и давлении не более 1.5 МПа. В качестве катализатора используют цеолит алюмосиликатного состава с мольным отношением SiO2/AlO3 не более 450 и структурой типа: ZSM-5, ZSM-11, ZSM-35, ZSM-38, ZSM-48, BETA, либо галлосиликат, либо галлоалюмосиликат, либо железосиликат, либо железоалюмосиликат, либо хромсиликат, либо хромалюмосиликат со структурой ZSM-5, ZSM-11, ZSM-35, ZSM-38, ZSM-48, BETA, либо алюмофосфат со структурой типа AlPO-5, AlPO-11, AlPO-31, AlPO-36, AlPO-37, AlPO-40, AlPO-41 с введенным в структуру любого из указанных видов катализатора на стадии синтеза элементом, выбранным из ряда: магний, цинк, галлий, марганец, железо, кремний, кобальт, кадмий или их любая смесь. Полученную смесь углеводородов подвергают дальнейшей переработке с получением высококачественных моторных топлив и масел. Применение катализатора приводит к снижению температуры реакции и к увеличению выхода жидких углеводородов до 85 мас.%. Изменение количества получаемых бензина, дизельного топлива и сжиженного газа может регулироваться в широких пределах путем изменения условий проведения процессов. 4 н.з. и 7 з.п. ф-лы, 17 пр., 3 табл.
FIELD: chemistry.
SUBSTANCE: invention relates to methods of recycling polymer wastes and specifically catalytic decomposition of said wastes to obtain engine fuel and/or components thereof. The method involves conversion of polymer wastes, such as polyethylene, polypropylene, polystyrene or any mixtures thereof, into a mixture of hydrocarbons. The process is carried out in the presence of a catalyst at temperature 350-550°C and pressure not higher than 1.5 MPa. The catalyst used is a zeolite with aluminosilicate composition with molar ratio SiO2/AlO3 not higher than 450 and a structure of the type: ZSM-5, ZSM-11, ZSM-35, ZSM-38, ZSM-48, BETA, or gallosilicate or galloaluminosilicate or ferrosilicate or ferroaluminosilicate or chromosilicate or chromoaluminosilicate with a ZSM-5, ZSM-11, ZSM-35, ZSM-38, ZSM-48, BETA structure, or aluminophosphate with a structure of the type A1PO-5, A1PO-11, A1PO-31, A1PO-36, A1PO-37, A1PO-40, A1PO-41, with introduction of an element into the structure of any of said types of catalysts, said element being selected from: magnesium, zinc, gallium, manganese, iron, silicon, cobalt, cadmium or any mixture thereof. The obtained mixture of hydrocarbons undergoes further processing to obtain high-quality engine fuel and oil. Use of the catalyst reduces reaction temperature and increases output of liquid hydrocarbons to 85 wt %. Change in the amount of the obtained gasoline, diesel and liquefied gas can be controlled in a wide range by altering process conditions.
EFFECT: efficient method of recycling polymer wastes.
11 cl, 17 ex, 3 tbl